Сплав в Беларуси: река Узлянка, Нарочь и Вилия

Сплавы

Наконец-то я нашел в себе силы и вдохновение чтобы написать фотоотчет про сплав в Беларуси по рекам Узлянка, Нарочь и Вилия… По времени, 3-4 дня.

Как всегда, идея родилась у моего друга Василия, который занялся разработкой маршрута и поиском единомышленников.

Готовились мы не долго, и как это обычно бывает, все, кто проявил желание участвовать в данном мероприятии отказались. Приводя тысячи причин, по которым у них не получается… То погода не та, то машина сломалась, то лодка не пришла… Ну и флаг вам в руки товарищи. Главное желание, а остальное все придет само. Значит так хотели…

Итак, стартуем с автовокзала в Минске. Нам нужно добраться до деревни Узла. Там становимся на воду и плывем…

автовокзал в минске

Утро, погода пасмурная. Ничего удивительного, осень… Начало сентября. На улице моросит легкий дождик. Покупаем билеты на автовокзале и ждем наш автобус на Поставы. Отправление в 07.30.

Из снаряжение у нас есть палатка, два спальника, коврики, еда и байдарка Викинг 4.7. Всего получилось 3 рюкзака. Василий берет самое тяжелое — лодку, а я все остальное. Для автобуса пришлось покупать две багажки (билета). Стоят недорого.

железнодорожный вокзал в минске

Легкий дождик нас совсем не пугает. Наоборот, какой-то легкий экстрим. После нашего похода вокруг озера Нарочь в ноябре прошлого года, когда была минусовая температура, немного дождя нам не страшно…

автовокзал в Молодечно

Остановка на автовокзале в Молодечно. Стоим 10 минут.Три часа на автобусе и мы на месте. Деревня Узла. До воды идти где-то 1 км. 3 рюкзака и вперед…

По дороге, недалеко от воды, есть агроусадьба. Здесь тоже, организовывают сплавы. Все сделано интересно. Пример того, что частник в Беларуси может сделать намного больше, чем государство.

Сход на воду рядом со старой и заброшенной водяной мельницей. Маршрут движения смотрели по Google Maps. Поэтому на месте с ориентацией проблем не возникло.

река узлянка в Беларуси
водяная плотина в деревне Узла в Беларуси
заброшенная водяная мельница в деревне Узла в беларуси

Здесь очень много улиток, кстати съедобных. Я насобирал целое ведерко, думали приготовить, а потом, оказалось, что с ними нужно еще повозиться, поэтому, пришлось выпустить…

Распаковываемся, собираем лодку, легкий перекус. Упаковка вещей и на воду…

Река Узла. Как пишет Википедия, река в Белоруси, протекает в Мядельском и Вилейском районах Минской области. Левый приток реки Нарочь. Длина реки 53 км, площадь бассейна 663 км².

День 1

На сборы и легкий перекус мы потратили где-то часика два. Спешить нам некуда, поэтому все делали на расслабоне. Стали на воду и поплыли.

Сразу, что бросилось в глаза, это то, что по реке очень много препятствий. Поваленные деревья, которые полностью перекрывают реку. Приходилось изрядно выкручиваться, чтобы пройти эти барьеры.  Плывем не спеша. Места действительно глухие. Вокруг только лес и тишина. Выдвинулись в обед, поэтому у нас есть часа 3-4, а потом стоянка. В интернете посмотрели, здесь их много. Проблем с ночлегом быть не должно.

Проплыли часа два, и начался дождик. Не то чтобы сильный, но намокать мы стали исправно. Поэтому начали думать, где остановится. По итогу, стали где-то под деревней Лески, часа через 3-4 после старта. Дальше плыть не имело смысла, т.к. вверх одежды уже промок, а дождь все еще не прекращался. Тем более, здесь есть неплохая стоянка. Да и первый день, сильно не хочется выкладываться, чтобы на утро не болели мышцы.

туристические стоянки на реке Узла в Беларуси

Первым делом стали разбивать лагерь и собирать дрова. Конечно, все мокрое, но у Василия есть газовая плитка, поэтому без еды мы не останемся.

В лесу очень много грибов и ягод. Но есть мы их не стали. Даже не знаю почему. Места дикие. Вокруг ни души.

черника в лесах беларуси

Костер у нас все-таки разжечь не получилось, так что делаем ужин на газовой горелке.  Из еды у нас супы, гречка, изюм, овсянка, кофе, чай, карамельки и по-моему еще были макароны. Воду купили на вокзале. Бутыль емкостью в 6 литров нам хватает на 2 дня. Летом, конечно, расход будет больше.

На кухне командует Василий. У него это очень хорошо получается…

Покушали и спать. Вот так прошел первый день нашего сплава.

День 2

Всю ночь шел дождь. В палатке это очень хорошо слышно. Ночью в реку кинулся бобер, а было такое ощущение, что бросили булыжник. Немного напугало. Ну да ладно…

река Узлянка в Беларуси

Проснулись утром, часиков в 08.00. Идет дождь. Решили остаться. Я дальше спать, а друг соорудил такое вот приспособление, для сушки вещей.

На утренний перекус у нас овсянка. Снова спасает газовая плитка. Дрова все мокрые и никак не хотели давать огонь.

Покушали, подумали, что лучше все-таки остаться здесь еще на один день. До обеда шел дождь, толком не просушились. Поэтому еще одна ночевка на этой стоянке где-то вблизи деревни Лески. Посмотрели прогноз погоды, завтра и в последующие дни дождя быть не должно.

День 3

Проснулись утром. Солнышко. Планируем стать на воду часиков в 10.00. Погода шепчет. Все классно. Завтрак, сборы и вперед.

Проплыли минут 15, и справа по борту у нас деревня Лески. Деревня маленькая, со слов местных жителей. Вот такой мостик через реку.

А это координаты агроусадьбы «Узлянка» в деревне Узла, которая организовывает групповые сплавы. Висит рекламка прямо на мосту.

Где-то по пути, должна быть заброшка (заброшенная деревня). Следующая остановка на отдых, будет там. По дороге попадаются неплохие стоянки, а также взлетают утки одиночки. С непривычки даже можно испугаться.

Доплыли до заброшки. Судя по Гугл картам. С речки ее не видно, но зато видно чей-то хутор, который стоит прямо на берегу реки. Место обалденное.

сплав по реке Узлянка в Беларуси

Прошелся я немного в лес, там действительно есть заброшенная деревня. Примерно 5 избушек. Все почти развалено. Но есть яблоки. Фотографировать я не стал, но заброшка есть на видео.

Постояли мы минут 30, отдохнули, и поплыли дальше. По дороге попадаются туристические стоянки, на которых есть даже походная баня. В отличии от Немана, здесь все организовано на порядок лучше. Конечно, в летний день, особенно если это выходной, все может быть занято. Но осенью, в будний день, по всему маршруту мы были одни.

походная баня на реке Узлянка в Беларуси

Поплыли дальше, и уже скоро, вышли на реку Нарочь. Т.е. река Узлянка впадает в реку Нарочь. И далее наш сплав пойдет уже по реке Нарочь.

Если подвести итог, то река Узлянка — небольшая речка, которая в меру петляет, конечно, не так, как петляет река Неман, но все же, некоторые резкие повороты есть. На реке очень часто встречаются труднопроходимые участки, в виде поваленных деревьев, которые закрывают полностью всю реку.

На реке очень много туристических стоянок. Буквально через каждый час-два сплава, есть какое-то место, где можно переночевать. В целом, все классно.

устье реки узлянка в беларуси
река узлянка впадает в реку нарочь в беларуси

Здесь какая-то деревня. То ли заброшенная, то ли нет. Я так и не понял. Но судя по картам, строение есть, а названия нет. Значит заброшка…

Следующая по маршруту деревня Королевцы. Здесь нужно набрать воды, сходить в магазин. Плывем дальше.

Река Нарочь на старте, где мы в нее вошли, шире в несколько раз. К тому же, речка относительно прямая и без особых препятствий. Плыть одно удовольствие.

Доплыли до деревни Королевцы, я решил сходить за водой. Будний день. На улицах пусто. Колодцы только во дворах. Но спустя двадцатиминутного скитания, я все-таки нашел какой-то заброшенный дом, где был колодец. Зашел и затарился. И снова на реку. По пути где-то еще успел нарвать яблок.

После деревни, была неплохая стоянка, но Василий решил плыть на ту, где 6-ти метровый обрыв. Где-то в интернете почитал, что она должна быть буквально сразу. Однако, на самом деле, мы плыли до нее очень долго. И практически, приплыли к самому вечеру.

Стоянка называется «Обнажения поповцы». Здесь действительно высокий обрыв. Поэтому лодку оставили внизу. На стоянке есть беседка, мусорный ящик и соответственно место для палатки. Еще на стоянке есть скворечник, в котором поселились шершни, в непосредственной близости от самой беседки. Дрова в лесу.

обнажение поповцы

Кстати, те, кто не знал, шершни ночью очень хорошо летят на свет. И ладно, если это костер, но если это налобный фонарик, то становится немного страшно. За ночь, с десяток особей было уничтожено. Фотографии стоянки я почему-то не сделал. Вроде села батарейка.

Как выгрузились выяснилось, что у нас намокли спальники, которые были в гермомешке. Поэтому ночка удалась на славу. Спали чисто на ковриках в палатке. Одели все что можно. в 02.00 был легкий перекус, чтобы тело вырабатывало тепло. Утром проснулись и поплыли дальше.

День 4

Еще раз отмечу, что река Нарочь мне очень понравилась. Практически прямая. Плыть одно удовольствие.

река нарочь в беларуси
река нарочь в беларуси фото

Проплыли где-то полчаса после деревни Нарочь, и наткнулись на берегу на агроусадьбу. Здесь сделано все четко. Пристань, мостики, лестница. Все как надо.

Вообщем как оказалось, это целый агроусадебный комплекс. Памятник природы «Рэутка». Здесь есть баня, туалет, яблоневый сад, музей войны со всякими экспонатами, место для ночлега, можно поставить палатку. Разумеется, все за деньги. К сожалению, фотографировать внутри мне не разрешили. Хозяева по телефону мне сказали что нужно оплатить билет. Стоимость примерно $1.5. Но дело в том, что деньги были упакованы глубоко в лодке. Поэтому никак… Знали бы заранее про это место, то спланировали бы маршрут так, чтобы здесь остаться переночевать. Ну да ладно. Плывем дальше…

река нарочь в беларуси сплав

Сегодня тоже, без экстрима, решили стать где-нибудь, где будет классное место. По итогу, как я понял, нашли стоянку на углу реки вблизи деревни Ковали. Вообще классное место.

До этой стоянки, было еще парочку нормальных вариантов. Но было еще рано для остановки.

Здесь все стандартно. Покушали, просушили спальники пока было солнце, поговорили и спать. Завтра последний день.

День 5

Утром подъем, никуда не спешим. собираемся и стартуем. Сегодня должны попасть на реку Вилия, собраться, и на Молодечно. Там ночлег и на Браславские озера. По дороге планируем найти где-нибудь магазинчик. Судя по карте, пару деревень еще будет.

Глянули по Гуглу, деревня Каплица. Здесь я решил выйти и поискать магазин. Здесь есть Церковь «Успения Пресвятой Богородицы».

Что интересно, магазина я не нашел. Также как и людей. Но домики есть красивые, богатые. У кого-то здесь видно как дача.

Что еще интересно, то проплыв немного дальше, мы наткнулись на еще одну деревню. Здесь тоже, нету магазина, и кстати, этой деревни нету даже на картах Гугла. Хотя люди здесь тоже живут. Я вышел, прошелся, а Василий поплыл дальше. Река практически идет по кругу вдоль деревни. Поэтому я срезал немного по суше.

Кроме заброшенной техники, здесь не было ничего интересного. Тишина и спокойствие…

Немного потерявшись, я все-таки нашел Василия, и мы вышли на финишную прямую нашего сплава.

сплав по реке Нарочь в Беларуси

Где-то в конце пути, перед тем, как мы попали на Вилию, наткнулись на пару классных стоянок. На одной была походная баня, а на другой, практически стационарная. Из сруба. Даже были футбольные ворота и классные столики. Это есть на видео с похода.

туристический стоянки на реке Нарочь в Беларуси

Даже в устье реки Нарочь, прямо на том месте, где река впадает в реку Вилия, было несколько туристических стоянок. Но мы поплыли дальше.

река Вилия в Беларуси

По пути встретили стаю диких лебедей. Как сказали местные рыбаки, такое здесь впервые.

река Вилия в Беларуси, дикие лебеди

Где-то с часик мы плыли по Вилии, далее, стали, деревня Красница, собрались и пешком километра два до деревни Залесье. Там у нас дизель, который отвезет нас в Молодечно. Здесь снимаем квартиру. Ночуем и завтра едем на Браславские озера. Но это уже другая статья.

Итог. Отличный сплав, отличная природа. Несмотря на то, что осень, ночью было совсем не холодно. Река Узлянка, конечно, немного с преградами, но это добавляет остроту ощущений.

В реку Нарочь я влюбился. Просто сказка для спокойного сплава. Кругом одни стоянки. Дикая природа. Чистый воздух, одним словом — романтика.

По реке Вилии много не проплывешь. Река широкая, скорее для пароходов, нежели для надувной лодки. Постоянный ветер делает сплав намного сложнее.

Отдельно хочу сказать спасибо Василию, который как всегда молодец. Спланировал все сам, и в этот раз, практически без приключений (не считая намокшего гермомешка)…

Немного статистики. За первый день мы прошли 10 км, 2-й 30 км, за 3-й 16 км и за 4-й 16 км. Ну и там пару часов сплава на 5-й день.

Отдельно отмечу мобильного оператора МТС. Проблем со связью не было никаких. Интернет практически везде работал на скорости H+.

Те, кто все еще хочет и ни разу не попробовал, сетуя то на погоду, то на какие-то другие бытовые мелочи, скажу одно — зря. Такой отдых может быть не менее интереснее, чем отдыхать где-то на море. Поэтому думайте и принимайте решения. Скоро выложу видео со сплава и фотоотчет про Браславские озера.

Друзья, поддержите сайт, поделитесь фотоотчетом в социальных сетях с помощью кнопок расположенных ниже. Спасибо.