Четыре дня по Неману. Беларусь

Сплавы

Сборы

Собирались долго, по ощущениям примерно так – как тянутся длинные и нудные зимние месяцы. Читали отзывы, отчёты, смотрели фото и видео и, конечно, завидовали. Когда объём перевариваемой информации достиг своего критического предела, мы перешли к действиям и, для нас, наступила долгожданная весна.

 Но весна не была стремительной. Каждое потепление давалась с трудом. Частые и длительные заморозки заставляли нервничать и требовали запастись большим терпением. Неувязки с банковскими переводами и доставкой испытывали нас.

— Как лодка, на месте? –  бодро спрашивает по телефону напарник.

— На месте – тихо и грустно отвечаю я.

Майские праздники, смена адреса транспортной компании, обещавшей приятным голосом девушки известить звонком, растянули пятидневный срок доставки, из СПБ в Минск, на две недели. Время шло, но нам не звонили. Зато звонили мы, но бесполезно. Парадокс в том, что дозвонились только в не рабочее время компании, где нам и выдали порцию обещаний, легко отослав в ближайшее будущее. На следующее утро сбой программы спешно похоронил ещё сонную, только что проснувшуюся, надежду. Нас покормили завтраком из той же, уже подпорченной, порции обещаний и заверений, а вопрос остался на месте. На месте была и байдарка, но только никто не  знал на каком. От безысходности, мы стали ждать дальше и совершенно напрасно. В очередной раз, мы звонили сами и, 14 мая, а  отправка состоялась 27 апреля, услышали чудный ответ: «Ваш багаж доставлен 2 мая». Потрёпанная и в юности доверчивая надежда, устала умирать. Став умной девой, она бросила нас окончательно, и правильно сделала, поскольку надеяться на ответственное отношение к клиентам не приходилось. При получении груза, нас попросили расписаться за отсутствие повреждений, уверяя, что эта бумажка ничего не значит и только после справедливых препирательств, с нашей стороны, разрешили его осмотреть. Осматривать было нечего. Так называемая транспортная упаковка больше напоминала грязный, туго затянутый мешок из-под картошки. Создавалось впечатление, что из СПБ, его пинками,  две недели перекатывали в Минск. Мешок стоял в углу склада, словно провинившийся ребёнок и обиженно молчал, сказать, что- либо о состоянии груза он, видимо, боялся. Нашему изумлению не было предела, а доставать и предъявлять товар никто не собирался. «Если не хотите, то мы отправим груз назад» — был их ответ. Ощупывая мешок, в попытках получить информацию о состоянии груза, мы мало напоминали адекватных людей. Наконец поняв, что доказывать нашему сервису что-либо бесполезно и дорого, а также учитывая, что надувная байдарка всё-таки посудина не стеклянная, мы рискнули  расписаться за получение кота в мешке.  Но я бы не стал начинать этот рассказ, если бы всё, в конечном итоге, не закончилось благополучно.

И вот свершилось, наша трёхместная мечта — надувная байдарка, с элементами каркаса Викинг 4,7 питерской фирмы «Акваграфика» стояла у меня дома, под обещанием не распаковывать без напарника — матроса. Но пройдённые трудности научили последовательности и обдуманности действий. Именно поэтому, я, не без удовольствия, нарушил своё обещание и стал собирать лодку ещё дома. Да простит меня напарник, но ведь прийти на стапель и столкнутся с проблемами сборки-разборки, дефекта или брака в изготовлении не лучший вариант для начала похода. Впрочем, собрал я её достаточно быстро и без проблем, а вот уложить обратно не смог. Только зайдя на сайт производителя и просмотрев видеоролик о сборке, я разобрался, как правильно завершить сей процесс. В общем, поступил, считаю правильно.

День первый

Ещё накануне,  было много суеты и складывалось ощущение, что удача отвернулась от нас. Хотя, в основном, всё было собрано, но на финальную сборку не было ни времени, ни сил. Сначала мне изменили график дежурств и окончательно собираться, я должен был в отсыпной. В этот же день, докупив необходимые мелочи и солнцезащитные очки, вынужден был бежать на их замену. Затем передал напарнику лодку, а в средине дня сломался зуб, да так удачно, что сначала, я полез на ближайшую стенку, но больше от досады, что поход не состоится. Быстро попав к доктору, после чего,  выпив две таблетки темпалгина, плюнув на всё, я быстро уснул. Отсыпной должен быть отсыпным! К тому же, всё-таки, что-то явно мешало пойти в поход, причём, тянулось ещё с зимы. Но не до такой же степени! Впрочем, с зимы, я как раз и был серьёзно настроен на такие приключения.  Проснувшись в 7 вечера, я, всё же, завершил подготовку к походу.

Итак, наступил первый день нашего похода. Проснулся в шесть утра. Умылся, оделся и, поскольку завтракать так рано совсем ещё не хотелось, взяв рюкзак, я заранее, вышел на остановку. На вокзале был почти за час до отправления поезда. Делать было нечего, и я, смиренно,  ждал своего напарника. Но больше всего я ждал хорошего настроения. Настроения не было вообще, ни хорошего, ни плохого. То ли из-за соответствующей неопределённой погоды, то — ли из-за вчерашнего зуба и двух таблеток темпалгина, но мир вокруг казался плоским и серым.

Напарник появился за 10 минут до отправки поезда, заставив немного понервничать. Наш поезд Гомель-Минск   отправлением в 07-59 доставил нас и багаж, в Минск, придя с небольшим опозданием. Перейдя на центральный  автовокзал города, мы взяли билеты на 13-00, до Узды, где и оказались в  14-25. Далее, примерно через 40 минут был автобус  Узда-Могильно. Ехать оставалось 20 километров.

На центральном автовокзале Минска. Вес каждого рюкзака чуть более 20 килограммов
На центральном автовокзале Минска. Вес каждого рюкзака чуть более 20 килограммов.
г. Узда
г. Узда
Вот такие деревья в г. Узда, возле автовокзала.
Вот такие деревья в г. Узда, возле автовокзала.
11223 (4)

Бывшая татарская слободка в г. Узда
Бывшая татарская слободка в г. Узда.
Церковь г. Узда
Церковь г. Узда

Стапель состоялся напротив д. Могильное, у брода до автомобильного моста, примерно в 17 часов вечера. Место очень мелкое, берег разбит по обоим берегам, и плавно уходит в воду, позволяя спокойно, правда, цепляя днищем песок, вывести байдарку на середину реки.

Именно на этом участке, выводя байдарку, я и встретил последнее, но жутко опасное препятствие на пути в поход. Я наступил на коварно поджидающее нас троих, классическое, можно сказать из фильмов, горлышко с остатками отбитой бутылки. Кто-то из нас должен был пострадать однозначно. Меня спасло то, что стекло пролежало в воде достаточно долго, чтобы стесать острые края, а также профессиональная отцовская реакция на разбросанные на полу детские кубики. Кто хоть раз на них наступал,  наверняка,  вспомнит незабываемые ощущения. А реакция сохранится на всю жизнь.

Место стапеля. Брод у д. Могильно.
Место стапеля. Брод у д. Могильно.
11223 (8)

Байдарка Викинг 4.7 на берегу у брода.
Байдарка Викинг 4.7 на берегу у брода.
Байдарка Викинг 4.7 на берегу у брода.

Ой...
Ой…
11223 (12)

Отчалили. Вид с воды.
Отчалили. Вид с воды.
Сваи старого моста. Первое препятствие, перед новым мостом в д. Могильное.
Сваи старого моста. Первое препятствие, перед новым мостом в д. Могильное.
Река Нёман после моста в д. Могильное.
Река Нёман после моста в д. Могильное.

На берегу  есть трава позволяющая протянуть  перегруженную байдарку к песчаному участку.  Маневрировать — идя галсами, проверяя слаженность команды, приходится сразу. Держимся высоких и вогнутых берегов — более глубоких участков реки, избегая плёсов и кос. Всего через  минуту пути, непосредственно перед мостом, мы встретили первое походное препятствие. В этом месте, из воды, выступают многочисленные остатки чёрных,  деревянных свай старого моста. Нормально пройти их можно, если спокойно принять к правому берегу и осмотреть сваи не под углом — из-за поворота, а во фронт, после чего и выбрать подходящую протоку между ними. Далее река будет идти, немного петляя в пойменных, не высоких берегах,  пару раз, подходя к сосновому лесу по правому берегу. По суше от д. Могильное  до д. Матецкие 600 метров, а по реке, от брода, это расстояние увеличилось до четырёх километров.  За д. Матецкие река покидает луга и, заходя в лес, начинает петлять на протяжении полутора километров – начинаются, так называемые местными жителями, норты. Всего их три, и они действительно находятся на севере от д. Матецкие, во всяком случае, другого объяснения, этому названию, я пока не нашёл. Река, в этом месте разворачиваясь, на 180 градусов, то упирается в высокий красивый берег, то снова уходит от него. На этом участке есть бобровые хатки, запруды, поваленные деревья, место не предсказуемое и местами очень глубокое, но в то же время красивое. Самое время достать фотоаппарат и видеокамеру. Хорошие пейзажи получатся и с высокого берега. К сожалению,  съёмка передаёт далеко не всю красоту здешних мест. Впрочем, зависит наверно и от снимающего оператора. Хватает тут и притаившихся рыбаков, с импровизированными полиэтиленовыми палатками. На левом, высоком берегу есть оборудованная стоянка для большой группы, но, не смотря на окружающий сосновый лес,  дров в шаговой доступности нет, к тому же вытягивать туда лодку и снаряжение неудобно. Можно стать и на противоположном берегу, но, опять- таки,  без дров. Если побродить по лесу, вдоль нортов получите большое удовольствие, только не заблудитесь. Во время войны в оврагах тут строили землянки. Чуть дальше в лес высохшее мохово болото, попова гора, еле угадывающиеся аллеи деревьев. Первый норт или петля — разворот уже не существует, в прошлом река прорвала узкий перешеек суши, и теперь  Нёман несёт свои воды сразу во второй.

Бобровая хатка в нортах.
Бобровая хатка в нортах.
Норты на Немане с берега.
Норты на Немане с берега.
Норты.
Норты.
Лес в нортах, на высоком берегу Нёмана.
Лес в нортах, на высоком берегу Нёмана.

После Нортов река спрямляет русло и чуть больше километра идёт в окружении леса, лишь немного отворачивая из стороны в сторону. На этом, также красивом участке, тоже приходится уворачиваться от коряг и деревьев, есть что поснимать.

Когда планировался маршрут и возможные места стоянки, то кроме других отчётов, пользовались спутниковыми картами и надо сказать зря. Наверно ни одна карта не сможет подсказать, как на самом деле выглядит местность на том или ином участке. Так случилось и здесь. Мы не могли предположить, что на низких лесистых берегах, этого прямолинейного участка русла, метров через двести после окончания нортов можно найти приличную стоянку. К сведению, надо отметить, что за ней и чуть ближе к нортам идут старые заболоченные русла Нёмана, а само место показывается Сежа. Заметить её можно только по выходу  к берегу песчаной тропинки выделяющейся на фоне зелёных берегов. А вот по правому берегу располается лес, принадлежащий ранее графу Чапскому, так и зовут его до сих пор Чапщина.

К сожалению, неожиданная найденная стоянка была занята коллегами, на двух тайменях и мы  поспешили дальше, так как время клонилось к вечеру.

Прямолинейный участок русла, после Нортов позади. Вышли на полянку, в поисках стоянки.
Прямолинейный участок русла, после Нортов позади. Вышли на полянку, в поисках стоянки.
В этом же месте. Разворот реки влево и новый лес. Метров через 300, после начала леса, начнутся удобные стоянки.
В этом же месте. Разворот реки влево и новый лес. Метров через 300, после начала леса, начнутся удобные стоянки.

По поводу стоянок отмечу, что с одной стороны, они должны быть не слишком близко к населённым пунктам, во избежание возможных конфликтов с местным населением.  А вот, а с другой стороны, быть достаточно близко к ним, для возможности планового схода с маршрута. Возможность планового схода надо закладывать в маршрут похода обязательно, причём для каждой стоянки, на случай, если кто-то устал, поранился, заболел или группа целиком решила сняться с маршрута.

Ради спокойствия туристов хочется ещё сказать, что, несмотря на обилие коряг, и деревьев от д. Могильно и наверно до  самых Столбцов  река не буйная и позволяет спокойно обходить препятствия с большим запасом. Аккуратным надо быть в нортах, там надо делать всё вовремя, но тоже не критично. На удивление опасной я бы сказал, острой река становится после Столбцов, не смотря на то, что там шире и полноводнее.

Коряг ловили много и даже, сразу после Столбцов, сидели на неприметном, но настоящем, поперёк всего русла каменном пороге. Однако пробоин не было, оцарапана лишь килевая лея. Кстати насчёт коряг, не надейтесь на авось, берите ремкомплект с собой обязательно. Отсутствие пробоин — это временно, всех коряг вы не избежите, даже если будете сверхаккуратны и старательны, потому, как попадаются такие тихони, что сидят до последнего, пока не вопьются вам в днище, благо, что пока они были старые, обросшие и не острые.

По управлению лодкой отмечу, что общий вес байдарки с пассажирами и грузом составлял никак не меньше 240 килограммов и заявленная грузоподъёмность в 270 килограмм для неё явно не предел, а цифра в паспорте, видимо, дана с большим запасом. Байдарка сидит не глубоко, сантиметров 15 под водой и около 30 сантиметров над водой по бортам. Но вот непосредственно по самому управлению ситуация неоднозначная. С одной стороны в нортах на течении и корягах, где требуется не зевать, я разворачивал в два гребка её один, останавливал, пока носовой гребец снимал панораму и это было не критично. Поэтому за манёвренность можно ставить самую высокую оценку. А вот с другой стороны на курсе она держится не понятно. На больших открытых водоёмах у неё приличная парусность, что существенно снижает ход и сбивает курс. Очень хорошо отрабатывая в манёврах каждый гребок, очень плохо сказывается на прямых участках. Получается палка о двух концах. Также и в отсутствии ветра на курсе держится плохо и требует постоянной внимательности от первого гребца относительно движения берега, а от второго тоже постоянной внимательности по компенсированию ошибок первого. На Нёмане, где течение у берегов меньше и порой обратно течению по фарватеру, плюс постоянный ветер и водовороты в ямах, наш нос постоянно притягивало к одному из берегов. Такая ситуация нивелировалась уменьшением скорости и постоянной  внимательностью к действиям друг друга, а также толикой флегматичности в характере. Со временем привыкли, а некоторые прямые участки мы проходили на ура. Перевернуть байдарку мы также пробовали, но осуществить эту операцию достаточно проблематично. Байдарка становится на второй, не оторвавшийся от воды баллон и без серьёзного толчка, в виде морской волны под киль, так чтобы его оторвало от воды,  перевернуть не получится, скорее сам выпадешь, а лодка не перевернётся. Если же, каким-то чудом, гружёную байдарку вам удалось перевернуть, то не стремитесь сделать это обратно.  Во-первых, это также тяжело, а во-вторых, вы рискуете стравить воздух внутри неё, который как раз и не даёт ей затонуть. Кроме этого, на неё можно спокойно залезть и дойти до отмели, при условии, что груз надёжно закреплён и не тянется за вами, в виде якоря. Во всяком случае, не паникуйте на воде и действуйте разумно.

В общем, по характеру байдарка не скоростная, а экспедиционная позволяющая взять большой груз и не спеша двигаться средней скоростью до 7 км в час. Можно и больше, но не долго, т. к. потребует приличной сноровки и правильного расположения груза и гребцов. Управляется легко одним гребцом, в то время как первый ведёт видеосъёмку. Запас живучести большой, в крайнем случае, при стравливании двух баллонов с одного борта, следует пересесть на баллон по другому борту и потихоньку добраться к берегу.

Отмечу, пожалуй, ещё один момент, на хорошей скорости – порядка 7-8 километров в час, в нашем весовом варианте, в носовой части лодки образуются буруны воды, и это не есть хорошо. Так как лодка, в этом случае, излишне тормозится и скрадывает усилия, приложенные для набора скорости. Убрать их можно пересадив первого гребца на среднее место, а груз в носовую часть, будет ли тогда  удобно грести, не знаю, так как не пробовали, но управляться лучше, скорее всего, да.

Если же использовать байдарку в одного гребца, то получите ещё большее удовольствие. Управляемость и скорость будут сказочными, по сравнению с первым вариантом.

Из оборудования, в связи с малочисленностью группы, мы брали два обыкновенных армейских котелка, для чая и каш. По прошлым, пешим походам, я брал советскую армейскую фляжку с чехлом. Днём, намочив чехол, вода будет всегда холодная, а вечером и ночью, естественно без чехла, её можно смело оставлять рядом с костром или класть на угли. Содержимое, в холодные ночи, будет всегда горячим. Вообще, в походы надо брать вещи, имеющие более одного применения, но это так из личного опыта. Чашку я брал дешёвую тонкостенную,  не термо, так как в случае скудности дров, в такой чашке можно приготовить и чай и кашу. Лучше старого и проверенного армейского оборудования, ничего нет, не покупайтесь на разные дорогие фишки!

Очень пригодились и были удобны налобные фонарики, берите обязательно! Из режущего, колющего, кроме недорогого мульти инструмента и личных карманных ножей, взяли мачете «Проводник -9», а также самый обыкновенный, с деревянной ручкой, но лёгкий — 400 граммовый, топорик. Более тяжёлый топорик, если вы не будете подрабатывать вальщиком леса, вам не понадобится точно, так как работать им очень легко, удобно и быстро, рука не устаёт, лезвие не застревает. А вот мачете — вещь спорная. В данном варианте очень сбалансированная и совсем не тяжёлая, с хорошей не скользящей ручкой, но плохой сборкой, так как имелось не большое биение лезвия в ручке, со походе временем такой инструмент от ударов развалится. Им хорошо и очень удобно работать по сырым кустарникам и деревьям, также отбивать не большие сухие сучья. Взяли его для пробы и только потому, что на каждого участника в малой группе, для быстроты работ, нужен такой – альтернативный топору инструмент. В будущем, наверно обойдёмся и без него.

Мой напарник, падкий на новомодные туристические фишки, как-то подкупился на покупку пилы и мне долго приходилось его отговаривать. Так вот, лично моё мнение, я считаю, что это вещь в данном походе, бесполезная. При наличии хороших брёвен, а вдвоём вполне реально их дотащить до костра, их просто кладут посредине в костёр, где они спокойно перегорают, даря хорошие угли к утру и огонь на ночь. А вот мелкие ветки и опавшие, сухие еловые колючки с шишками, стоит накрыть. Дабы ночной дождь и утренняя роса, не лишили вас возможности быстро разжечь костёр, так, как это было не раз. При не больших запасах дров, рекомендую сначала залить воду и повесить котелки, а потом разводить костёр.

При организации лагеря, в частности — при выемки вещей, сразу отделяйте продукты, оборудование и вещи по своим — разным кучкам, но близко к палатке. На ночь почти все вещи заносили в палатку. Одежду к голове, оборудование к ногам. Под рукой у меня лежал топорик, у напарника мачете. Не оставляйте режущий и колющий инструмент на стоянке. Не плохо взять с собой электрошокер, при электроразряде появляются низкочастотные звуковые волны. Не слышимые человеком, они хорошо слышны животным и в радиусе 10 метров, у последних вызывают панику. Не оставляйте также открытую пищу, дающую хорошо слышимый животными запах. Вообще ничего не разбрасывайте по сторонам, так как замучаетесь, потом искать и собирать. Если и бросать, то по своим кучкам. Продукты к продуктам, одежду к одежде, оборудование к оборудованию. Во всяком случае, будете знать где, что искать. Периметр стоянки и не только, можно ставить на электронный рыбацкий колокольчик.

По продуктам, в связи с отсутствием свежего хлеба, были востребованы сушки и сухари. Очень пригодились недорогие, сухие и концентрированные лидские супы, продающиеся не в бумажных брикетах, а в непромокаемых фольгированных пакетах по 50-70 грамм. Хороша тушёнка -97% по закладке, Жлобинского мясокомбината. Лучше брать свинину, так как говядина суховата и приходится кромсать ещё в банке, иначе сварится кусками. Не плохую альтернативу свинине дали гродненские консервы с цыплёнком. Хорошее наполнение, хотя были разные мнения, но в разное время. Может, зависело от партии. Брали и суповые кубики, но больше как неприкасаемый запас. Следует взять зелёный горошек или кукурузу, потому, что надоедает, есть всё с мясным оттенком. Для стрессоустойчивости можно взять леденцов, и банку сгущёнки. Да, забыл, на двоих попить и приготовить поесть, уходило не более 6 литров воды на походный день.

За прямолинейным, почти километровым, участком русла, плотно окружённым лесом, и идущем после нортов, по правому, вогнутому берегу Нёмана будет поле, за которым виднеется д. Прусиново. Пройдя этот участок Нёмана разворотом русла влево, по правому берегу снова начнётся лес, где мы и остановились на удобной стоянке, обнаруженной нами  метров через 300 после начала леса.  До д. Прусиново около 2 километров. А вот лучшие стоянки начинаются, как всегда, только после того, как мы уже нашли свою. До самого окончания леса ещё 400 метров и вдоль русла, будут как минимум ещё две более удобные стоянки, но об этом, нам суждено узнать, только завтра утром.

В этот вечер на воде мы пробыли чуть больше 2 часов и прошли до первой, ночной стоянки порядка 7 километров. В нортах много крутились и возвращались, фотографировали и снимали видео, правда, в основном, в 3Д. Мой напарник, поначалу сказавший, что ничего особенного не видит, потом много раз просил вернуться на интересную точку съёмки.

Солнце ушло за лес, украв целый час светлого вечера, при планировании стоянки не лишним будет учитывать и этот факт. Не особо расстроившись, так как лагерь и костёр уже развели, мы сели отмечать наш дебют. Посвящение в туристы водники не было, так как серьёзных водных препятствий и трудностей пока не прошли.

Стоянка до установки лагеря.
Стоянка до установки лагеря.
11223 (23)

11223 (24)

11223 (25)
Если начать сплав от устья Нёмана, то у д.Наднёман можно посетить восстанавливаемую усадьбу знаменитого Наркевича – Йодко.
11223 (26)

11223 (27)

11223 (28)

Второй день

Проснулись поздно, а развернувшаяся накануне душа, уснувшая под утро, всё ещё спала. Размявшись неспешными сборами и позавтракав, мы стали на воду только к часу дня. Нормальные походники, пройдя к этому времени половину пути, уже становятся на днёвку и отдыхают. Но нам до них далеко, причём во всех смыслах этого слова. Повстречавшиеся накануне, на стоянке после нортов, коллеги байдарочники, бодро прошли мимо нас,  на двух тайменях, в 11 часов утра.

11223 (29)

11223 (30)

11223 (31)

11223 (32)

11223 (33)

С надеждой на целый походный день – полный новых впечатлений, мы оттолкнулись от берега и взяли курс на д. Свериново, которая находится тремя километрами ниже. Минуя лес, удивлялись близостью хороших стоянок. Кстати, почти на всех стоянках, на которых мы были и которые мы видели, имеются камни для организации походной – палаточной бани.

Река Нёман у деревни Свериново.
Река Нёман у деревни Свериново.
Улица в д. Свериново
Улица в д. Свериново.
11223 (36)

В Свериново

Примерно в 2,5 километрах ниже д. Свериново, будет д. Лунино, где мы сделали довольно длительную – почти на 40 минут остановку. Причалив около 14 часов дня к небольшой пристаньке, мы вышли на берег. Огибая забор и строения по не хоженой дорожке полной крапивы, мы вышли в деревню для осмотра дота № 3 (так обозначен на спутниковых картах). Данный дот охранял брод, на полноводном — в те времена Нёмане, так как на другой стороне была уже Польша. Совсем недалеко, на поле, в 300 метрах от деревни, заросший лесом сидит дот №5, а в начале деревни – в 800 метрах дот №1. Всего их около 15 и тянутся по лесам и полям до самой д. Могильно. Это и есть Узденский укрепрайон. По реке пройдено 13 километров. А вот напрямую по просёлочной дороге до д. Могильно всего 4 километра.

Стоянка у д. Лунино. За рекой виднеется д. Свериново.
Стоянка у д. Лунино. За рекой виднеется д. Свериново.
Усадьба Я.Коласа «Ласток».
Усадьба Я.Коласа «Ласток».
11223 (39)
11223 (40)
Стоянка у д. Лунино, вид с воды.
Стоянка у д. Лунино, вид с воды.
Дот в деревне Лунино.
Дот в деревне Лунино.
11223 (43)
11223 (44)
11223 (45)

Примерно в 18 часов вечера, через 9 километров водного пути, ужасно петляя и удивляя, каждый раз, разворачивающимися пейзажами Нёман подошёл к пристаньке Я.Коласа. В этом месте река разворачивается на 90 градусов влево, но нам надо – к пристаньке, на, те же 90 градусов вправо. Создаётся впечатление, что в этом месте, река прорвала узкий перешеек суши, так как горловина, перед поворотом, узкая с корягами по обоим берегам, течение очень быстрое. Засмотревшись на окружающий пейзаж, можно легко пропустить пристаньку. В этом, историческом, месте, есть живописная стоянка. Здесь мы сделали остановку. Лагерь не разбивали, так как сухопутных отдыхающих на машинах было много, а по цивилизации мы ещё не соскучились.

Протока, перед пристанькой Я.Коласа. Не зеваем, пристанька будет направо, а река понесёт налево.
Протока, перед пристанькой Я.Коласа. Не зеваем, пристанька будет направо, а река понесёт налево.
Вот нас и занесло. За спиной уходит, само русло реки. Справа сама протока - оттуда мы пришли, а слева заход в старое русло, где будет выход на пристаньку.
Вот нас и занесло. За спиной уходит, само русло реки. Справа сама протока — оттуда мы пришли, а слева заход в старое русло, где будет выход на пристаньку.
11223 (48)
11223 (49)
11223 (50)
11223 (51)
11223 (52)
11223 (53)
11223 (54)
11223 (55)

Пропустив удобную стоянку и ещё несколько сразу за ней, по правому лесистому берегу Нёмана, мы, на протяжении следующих 8 километров, сдерживали своё грустное настроение. Берега были пойменные, вокруг трава, стоянки с дровами не найти. Сидеть в байдарке, хоть и хорошей, ужасно надоело, а время говорило, о том, что пора останавливаться. Хоть и был у нас в планах ночной переход, но только не сегодня. Ведь нельзя же грести до бесконечности!

Проскочив берега возле деревни Язвины, в 300 метрах от которых располагается домик Матецкого, мы отчаянно шли дальше. Сам домик наверно интересен, только тем, кто интересуется историей д. Матецкие. Кстати, от д. Могильно, пройдя по воде порядка 25 километров, по суше, по дороге будет только 9, вот так петляет река в этих, наполненных историей, местах. В 20 километрах от д. Могильно находится Несвиж, а старая прямая дорога ещё видна по спутниковым картам. В деревне, до 16 века, также был замок или дворец, как его называли наиболее пожилые жители. Замчище, к сожалению, срыли в советские времена, при строительстве новой дороги. Но земля на протяжении 200 метров до сих пор наполнена пеплом. Есть тут и курганы. Вообще названия местных деревень говорят сами за себя: Могильно, Костеши, Язвины, Негорелое, Погорелое.

11223 (57)
11223 (58)
11223 (59)

Уставшие не только грести, но и спорить, мы, пройдя по правому берегу д. Русаковичи, к 8 часам вечера вышли на берега Николаевщины, в район пансионата. Тут красивое, интересное и очень удачное место, но достаточно многолюдное и посещаемое. А добродушный рыбак, заметив, наверное, нашу усталость и нервозность подарил нам щучку. Браконьеров ловивших сетями мы не видели, но и рыбы, со слов самих рыбаков, особо тоже не было. Поэтому такой неожиданный подарок нас порядком удивил.

За сегодняшний – тяжёлый день, пройдено около 23 километров водного пути. Если отнять стоянки, то в байдарке просидели порядка 6 часов. Это конечно тяжело и с нас пример брать не стоит. Поход должен быть для удовольствия. После пристаньки Я.Коласа нас спасло то, что река перестала так неистово петлять и участки стали намного более прямолинейными.

Сама река в этом районе становится уже более полноводной, увеличивается и скорость. Она становится, что называется острее и коряги обходить опаснее, но пока не критично. Чуть ранее, на бесконечных поворотах, постоянно встречались песчаные плёсы, хоть и не большие, но обходить, на не широкой реке, крайне не удобно.

Уставшие физически и наполненные впечатлениями, особо ничего не отмечая,  мы повалились спать.

Вид на нашу следующую стоянку. Возвращаемся, так как немного проскочили.
Вид на нашу следующую стоянку. Возвращаемся, так как немного проскочили.
Байдарка взята под охрану.
Байдарка взята под охрану.
11223 (62)
11223 (63)
11223 (64)
Кто увидит голову щуки?

День третий

Проснулся я очень рано, часов в пять. После вчерашнего длительного перехода тело ужасно ныло и стонало. С трудом выполз из палатки и, впервые за много лет, вынужденно, сделал небольшую зарядку. Полегчало. Неожиданно и шумно в небе появился красивый строй диких гусей. Запустить фотоаппарат на мобильнике, я, к сожалению, не успел. Раздосадованный прошёлся вдоль берега и сделал пару других фотографий. Река ещё парила в тени соснового леса, а нашей стоянки уже коснулись первые лучи солнца, оживляя окружающий мир тёплыми и сочными утренними красками. Несмотря на близость крутых соседей, ночь прошла без музыки и кутежа. Побрившись и обойдясь без холодных, как мне показалось, основных водных процедур, я переоделся в городской наряд. В 200 метрах от нас располагается николаевский пансионат для ветеранов войны и труда. Туда я и направился подзаряжать свой телефон и китайское зарядное устройство на солнечных батареях, которое без розетки и китайского солнца работать не желало. Ведя себя вежливо и предупредительно, после небольших объяснений и интересных вопросов: «Кем Вам приходится Матецкий?», мне разрешили пройти на территорию пансионата.

Утро. На реке ещё ночь и она парит. А вот верхушек деревьев и даже травы уже коснулось солнце.
Утро. На реке ещё ночь и она парит. А вот верхушек деревьев и даже травы уже коснулось солнце.
Пансионат. Вид из леса. От стоянки примерно 200 метров
Пансионат. Вид из леса. От стоянки примерно 200 метров.
11223 (68)
11223 (69)

Часа через три часа я вернулся, на готовый завтрак и собранный лагерь. Для меня завтрак был уже вторым, а напарник, видимо непривыкший трудится, недовольно бурчал. Завтракали остатками супа, больше похожего на кашу, пили крепкий чай и вспоминали вчерашнюю десертную щуку.

11223 (70)
Вид на стоянку со стороны высокого берега.
Вид на стоянку со стороны высокого берега.
11223 (72)

На воду встали в 12 часов. Через 3 километра, миновали мост в д. Николаевщина и, веселясь, попытались обогнать идущую вдоль не высокого берега служебную ниву и вроде как обогнали. Но опытный и хитрый, догнавший в свою очередь нас, инспектор, спрятавшись в высоких прибрежных кустах, неожиданно выскочил и стал таращиться на байдарку, наверно в поисках прикреплённых сетей. Успокоившись, он вежливо, но строго потребовал, чтобы мы быстро одели страховочные жилеты.  Спорить с ним, мы конечно не стали.

День был жаркий, к тому же выходной и ленивых отдыхающих было достаточно на всём пути. Красивых пляжей и стоянок тоже хватало, а по берегам встречались целые туристические лагеря, но мы шли без остановок. За этими лагерями тянулся шлейф уплывшего, видимо, оставленного охлаждаться, и уже действительно холодного, вкусного пива.

Не доходя до турбазы, по правому берегу, в 150 метрах, виднеется дом - музей Я.Коласа.
Не доходя до турбазы, по правому берегу, в 150 метрах, виднеется дом — музей Я.Коласа.
Палаточный городок чуть ниже турбазы.
Палаточный городок чуть ниже турбазы.

Ещё через 4 километра вышли на турбазу «Высокий берег». Примерно за 500 метров до турбазы на прямолинейном, почти километровом, участке реки, в 150 метрах вглубь правого берега, белеет утонувший в зелени, одинокий дом. За ним, в этом месте находится дом-музей Я.Коласа. По расстоянию совсем не далеко, остальные усадьбы и достопримечательности намного дальше от реки и требуют более долгой остановки. Так, что советую, потратив меньше времени, получить максимум впечатлений. Когда Вы ещё сюда доберётесь на автобусе или машине?

В район пионерлагеря Теремок мы подошли примерно в 15 ч 30 мин., пройдя при этом 20 километров. Участок реки был более прямолинейный, лишь в конце, немного пропетляв и, наверное, поэтому, по субъективным ощущениям, был легче предыдущего. В этом месте лес подходит к левому берегу Нёмана, а вот после, таких стоянок уже не будет, до самых Столбцов. Место популярное и отдыхающих много, причём повстречали в окрестностях даже рыбака из Гомеля. Само место стоянки удобное, особенно для тех, кто успел соскучиться по цивилизации.  Есть автомагазин, где-то рядом пионерлагерь. До г. Столбцы плыть 1 час.  Кстати отдыхающие в буквальном смысле слова вылизали лес от всех дров, но наш костёр из шишек оказался совсем не плох.  Прибыв достаточно рано, мы решили пообедать и подремать, а потом принимать решение, где ставить палатку.

За час пути перед столбцами. По левому берегу лес и хорошая зона отдыха. Где-то рядом лагерь Теремок.
За час пути перед столбцами. По левому берегу лес и хорошая зона отдыха. Где-то рядом лагерь Теремок.
11223 (76)

11223 (77)

11223 (78)

11223 (79)

11223 (80)

Рядом с нашей точкой десантной высадки была стоянка рыбаков, которые первое время опасливо поглядывали на нас, но убедившись, что мы сами собираемся ставить лагерь, бросили собственный, вместе с удочками и куда-то пропали.

  Если в запасе имеется время и отсутствует лень и усталость, то перейдя через Нёман на другой берег, прямо напротив стоянки, километра через полтора, будет ещё один дом-музей Я.Коласа «Альбуць». Сами там, к сожалению, не были, так как шли водным походом впервые, но судя по спутниковой карте, придётся обходить лес, приняв вправо. Вообще, начиная от Николаевщины, маршрут сплава огибает Коласовские места с многочисленными усадьбами. Все они примерно похожи друг на друга, но, думаю, стоит обязательно посетить более доступную на  маршруте.

Вечером, когда загораются огни и утром когда солнце освещает впереди лежащий маршрут, хорошо просматривается железнодорожный мост через Нёман. Также с вечера до утра, конечно помимо трелей соловьёв, а может и музыки соседей, можно услышать шум электричек.  До конечной, но всё же промежуточной, точки остаётся совсем немного.

День четвёртый

Я проснулся тревожно рано. Вокруг было подозрительно тихо и даже как-то пусто. Зато в моей голове бродили остатки музыкальной истерии наших дальних ночных соседей. Когда они вспомнили, что надо выключить музыку я не знаю, но при одном упоминании, я начинал рычать как цепной пёс. До сегодняшнего дня, это был единственный случай, когда мне хотелось убраться со стоянки как можно раньше. Но как мы не старались всё равно не успели. В 8 часов утра, музыка, с дальнего края леса бросилась в атаку на наш лагерь и уже к 9 часам мы были скинуты в воды Нёмана. Через какое то время, отчаянно гребя, нам удалось оторваться от преследователей. По реке, от места последней стоянки, в районе пионерлагеря Теремок, до Столбцов, около 7 км. Прямо по курсу, но чуть правее, будет виден железнодорожный мост через Нёман, по левому берегу посёлок Новый Свержень, а по правому, но подальше будут Столбцы или Стоупцы, так называют его коренные жители. На этом участке река спокойная, без коряг и упавших деревьев, попадаются большие вытянутые отмели, берега низкие, заросшие высокой травой. Имеются и сами стоупцы, во многих местах торчащие из воды и напоминающие о былом полноводном величии реки. А вот, попытавшись догнать полудикого гуся, можно сделать красивое видео, его взлёта с воды прямо навстречу байдарке. Пройдя вдоль Нового Сверженя, река упрётся в железнодорожную насыпь, на которой расположен регулируемый переезд. От реки до переезда метров 50. Перестраховавшись, мы пришвартовались к не большому участку песчаного берега и, поднявшись на насыпь, зашли к дежурной. Сначала, категорически нас огорчив, она позвонила охране моста, после чего, нам разрешили проследовать под ним, но без остановок. От дежурной будки, на переезде, до самого моста, по шпалам, метров 300, но оттолкнувшись от насыпи Неман, рисует красивый узор подковы, и пройти на одном дыхании больше километра узора не получится. Мост исчезает, как будто его и не было, а река, какое-то время, течёт совсем в другом направлении.  Выдохнувшись, как раз под мостом, мы хотели сложить вёсла, и лечь в дрейф, но вспомнив, что находимся под невидимым прицелом, на втором дыхании рванули дальше, проскочив следующий через 270 метров, первый автомобильный мост на трассе Р54, а заодно и намеченную, пляжную стоянку в начале столбцов. Встали на якорь ниже по течению, примерно через километр, также на небольшом пляжике, там, где река и улица Наднёманская идут параллельно и близко друг к другу. Второй автомобильный мост, на трассе Р2, метрах в 140 от нас. Рядом оканчивается заросшая старая протока Нёмана, куда мы и затянули от солнца и течения свою байдарку. Места у берега тут не много, но тропинка к улице длинная и расширяющаяся в большую, постриженную полянку, там можно расположиться в теньке. Напротив, в 80 метрах, несколько, приличных по размеру, домов. Вежливо поздоровавшись, я упросил осторожную хозяйку дома поменьше, зарядить недостойный китайский аппарат на солнечных батареях.  То, что мы пропустили намеченную стоянку в начале Столбцов, с выходом на улицу пионерскую, оказалось к лучшему, так как укрыться от солнца там не получится.

11223 (81)

Проходим д. Новый Свержань.
Проходим д. Новый Свержань.
Железнодорожный мост через Нёман, за ним будет г. Столбцы.
Железнодорожный мост через Нёман, за ним будет г. Столбцы.
11223 (84)

11223 (85)

11223 (86)

11223 (87)

Нёман отворачивает от насыпи, образуя узор подковы.
Нёман отворачивает от насыпи, образуя узор подковы.
Вот такие стоупцы.
Вот такие стоупцы.
11223 (90)

11223 (91)

За 140 метров будет небольшая стоянка.

11223 (92)

Слева старое русла Нёмана. Туда я и затянул байдарку от течения и солнца.

11223 (93)

Тропинка от стоянки к улице Наднёманской.

За два полных и две половинки дня, от д. Могильно до г. Столбцы, пройдено порядка 57 километров. Наша большая, но пока ещё промежуточная цель достигнута. Уставшие мы завтракаем и отмечаем окончание первой части маршрута. Здесь, в теньке, мне предстоит дожидаться следующего, необстрелянного новобранца водника. Надеюсь,  дождусь… Продолжение здесь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *